среда, 8 апреля 2020 г.

09 04.20 г.Творческое объединение " КВН"


 Тема: Система подготовки к игре.
Готовь сани летом!
    Точно так же, как студенту не хватает одной ночи перед экзаменом, команде КВН всегда не хватает "одного дня" подготовки перед игрой. Однако практика показывает, что к любой игре можно подготовиться независимо от срока, отпущенного на это организаторами: будь то всего неделя, или целое лето. Как говорится: “Игра состоится при любой погоде”, да и к тому же: “Куда вы денетесь с подводной лодки?” Главное - начинать готовиться сразу, как только с ваших плеч свалилась очередная КВНовская битва. Многие команды оттягивают момент старта, мотивируя это отсутствием темы игры и конкурсов. Кого они лечат?.. Этим можно убедить кого угодно, но только не себя. Нарабатывать банк реприз и идей, а тем более, с учетом достаточно относительного следования заданной теме в КВНе, никто и ничто не мешает. Работайте, даже если в ближайшее время никаких игр не предвидится. Архив шуток никогда не помешает, тем более, что достаточных архивов в природе не существует. Это только в мультике про Золотую Антилопу раджу завалило золотом.    Давайте теперь попробуем разбить период подготовки к игре на этапы (КВНовские этапы, естественно). Каждому этапу рекомендуется отвести определенное календарное время, чтобы не выбиться из графика и более-менее успеть все сделать по уму. Было бы неплохо, если бы этот график предусматривал какое-то количество НЗ времени (неприкосновенного запаса). Для чего он нужен - вы поймете чуть позже. А начало подготовки к игре - это настоящее непаханое поле. И прежде чем собрать с него урожай, вам надо очистить его от камней, вспахать, засеять, а потом еще долго-долго обрабатывать и культивировать.
     Что ж, начнем! Первый этап - это, естественно, наработка банка реприз и идей. Об этом мы уже успели подробно поговорить ранее (см. раздел “Как писать?”). Заканчивается этот этап, как правило, собранием команды (либо авторской группы), на котором, согласно наработанному материалу, принимаются решения по следующим вопросам:
- Окончательный отбор реприз. Как это происходит, описано в подразделе “Писать - значит вычеркивать!” Еще раз напоминаем о жесткой саморедактуре собственного творчества и идем дальше.
- Анализ отобранного материала. Здесь советуем сделать предварительную разбивку реприз по темам. Во-первых, чтобы понять: насколько  тематически разнообразен ваш архив. Может оказаться, что количества затронутых направлений явно недостаточно для хорошей конкурсной обоймы. А она, эта обойма, требует удовлетворения максимального количества зрительских вкусов. Затем может оказаться, что архив  однообразен также и в смысле типового набора шуток. Ведь в игре желательно бить, как говорится, «со всех стволов». Поэтому нелишне убедиться, что в вашем архиве, помимо классических текстовых реприз, есть еще и игровые, ситуационные, пародийные и т.д.   В общем, даешь разножанровость шуток! Кроме всего этого сделайте пробу на актуальность написанного. Помните, как в народе: “Утром - в газете, вечером - в куплете!” А в народе, между прочим, КВН любят. Так что не расстраивайте народ. И вообще, актуальность шутки - одна из составляющих вашего успеха. Давно замечено, что КВН является зеркалом нашей жизни. Чем живут люди - о том и шутят в КВНе, будь то ГКЧП, реклама “МММ”, игрушки «Тамагочи», клонирование, или фильм «Матрица». Успел пошутить на злобу дня - на коня, не успел - распрягай. . .
     Допустим, что со всем вышеперечисленным у вас полный порядок. Теперь проанализируйте шутки по конкретным темам. Наверное, глупо ставить в приветствие все 12 написанных шуток про футбол, даже если все они кажутся вам достаточно смешными. Отберите несколько, чтобы потом даже эти несколько не ставить в один текстовый ряд, а по возможности распределить по разным конкурсам. Приблизительно таким же способом проанализируйте музыкально-песенный банк вашего архива. Этот процесс называется «препарированием материала». Почему так? А мы так сами придумали. Ниже мы будем подробно говорить о препарировании сценария. А пока - об архиве.
       Анализ архива в итоге преследует две цели: получение общего представления о наработанном материале плюс его объективная оценка. Это позволит вам определить дальнейшие задачи в подготовке к игре. Но перед этим решим еще несколько вопросов.
- Выбор идеи (схемы, концепции) каждого конкурса. После анализа архива самое время определиться - что из себя будет представлять каждый конкурс. В общих чертах выбор идей происходит так же, как и отбор реприз. Если банк этих идей недостаточен, то вам необходимо устроить дополнительный мозговой штурм в форме "вольного трепа". Какие же идеи должны в результате победить? Любые, к которым в той или иной степени применительна хотя бы парочка из следующих принципов:
1. Простота и доступность  в восприятии зрителем.
2. Относительная несложность в исполнении командой.
3. Новизна жанра.
4. Актуальность общей идеи. Либо ее «знакомость» окружающим, т.е. зрителям.
5. Оригинальность сюжета.
6. Нестандартность формы.
7. Разнообразие конкурсного набора.
8. И многое другое, о чем наши потомки напишут в следующих книгах о КВНе.
      Самое главное, чтобы выбранные идеи каждого конкурса нравились хотя бы большинству команды. Удачно выбранная идея во многом определяет успех любого конкурса. Иногда даже происходит то, что КВНщики называют "идея вытащила сама себя". То есть репризы на удачную идею иногда валят, как из рога изобилия. Явление в КВНе редкое, но уж точно меткое. Опытные КВНщики могут целыми днями мучиться над «мертвой» идеей, а такую вот раскалывают за пару часов.
    В  команде КВН НГУ был принцип: чтобы доказать, что идея «прорабатывается», автор должен был притащить собственно идею (тему) плюс пять шуток в эту самую идею (тему). В противном случае от идеи отказывались, ибо «не все то золото, что блестит».
Положительно работает также принцип "красивой идеи", которая несет в себе социальный или философский подтекст. Но с разными конкурсами дела обстоят по-разному. Если в приветствии идея вряд ли кроме "красной нити" принесет вам большое количество дополнительных реприз, то в остальных конкурсах такое количество может достигнуть и 100%.
    Начнем с простоты и доступности. В свое время перед командой "Махачкалинские бродяги" встала проблема написания конкурса СТЭМов "Папа, мама, я - спортивная семья!" (сезон 1996 года). После долгих дебатов была выбрана чуть ли не детская схема конкурса по мотивам известного мультфильма "Ограбление по-:". Схема буквально за один мозговой штурм "вытащила сама себя". Три блока "Спортивная семья по-американски", ": по-итальянски" и ": по-русски" обеспечили команде победу в этом конкурсе. Дело в том, что при внешней простоте эта идея внутренне раскрыла сразу несколько направлений: разнообразие национальных колоритов, нестареющую актуальность выбранной футбольной тематики, социально-философский подтекст каждой из трех стран. А несложность в исполнении вовсе не помешала блестящей актерской игре махачкалинской "тройки". И в принципе, все это произошло при полном отсутствии оригинальности и нестандартности.

     Как это часто бывает, времени на бесконечные дискуссии у вас, наверняка, нет, тем более, что пора давать задание музыкантам, а они до сих пор торчали рядом с вами и ждали - когда вы определитесь с музыкой по каждому конкурсу. Что ж, пришло время!
- Выбор музыки.  Один из немаловажных моментов подготовки к игре. Впрочем, к нему можно относиться проще, чем хочется: "Для нас Шопен, шо Моцарт - одно и то же!". Правда проблему выбора музыки в КВНе это упрощение не снимает. Помимо утверждения песенного материала внутри конкурсов, вам необходимо выбрать, так называемую, «музыкальную рамку» каждого конкурса. Ведь от правильно выбранной мелодии начальной песни (если таковая, конечно, предусмотрена вашим сценарием) зависит общее стартовое настроение команды, ее драйв и т.п. Ну, а финальной песней надо просто ставить красивую, но при этом все-таки веселую точку. В конкретном выборе музыкальных рамок советовать, наверное, глупо. Понятно, что начинать выступление под “Реквием Моцарта” более оригинально, чем весело.
      Помимо рамок существуют так называемые фоны и отбивки, которые дополняют колорит каждой репризы и значительно облегчают ее подачу. Существует основной фон, то есть тот, под который команда привыкла работать, и фоны индивидуальные, прописанные под конкретные шутки. Но помните: индивидуальный фон может как «оживить» репризу, так и «убить» ее окончательно. Поэтому выбор музыкальных подложек - дело, в достаточной степени, экспериментальное. Чаще всего фоны и отбивки музыканты подбирают на репетициях, хотя, подумать о них заранее - тоже не помешает.
     Вообще, выбор музыки - персональное дело каждой команды. Все зависит от вашего имиджа, стиля игры, сегодняшних «горячих десяток» и прочих веяний музыкальной моды. В последнее время в КВНовскую моду входит клиповая версия рамочных песен. То есть за основу песни берется не только музыка, но и известный видеоряд, благо, это теле-добро из ящика льется тоннами. Решайте сами. Но решайте быстрее, поскольку ваши музыканты должны успеть приготовить всю музыку желательно до того момента, как вы начнете репетировать. Иначе выбивания из графика подготовки к игре вам не миновать. А по графику у нас - последний вопрос первого этапа, при решении которого желательно присутствие всей команды.
- Распределение заданий по службам команды. Суть вопроса проста до безобразия. Закончен период первого прописывания конкурсов специалистами по сценариям. Авторская группа получает задание на усиление банка реприз, дописывание актуального материала, работу в канве утвержденных идей по конкурсам, в общем - проход по всем слабым местам, выявленным на первом этапе подготовки. Плюс ко всему - прописывание текстов песен музыкальных рамок по всем конкурсам. Музыканты получают предварительное задание на музыкальное оформление утвержденного песенного материала. Художники получают задание на изготовление декораций и элементов реквизита. Здесь сделаем небольшую остановку. С одной стороны к изготовлению реквизита советуем подходить как можно проще и не тяготеть к излишней костюмеризации. С другой стороны, помните, что любая дополнительная деталь костюма или декорации, прежде всего, должна работать на усиление шутки, или пояснение идеи и ни на что больше.
    
    Рассмотрим стандартный игровой пакет: приветствие, разминка, музыкальный конкурс, конкурс капитанов и домашнее задание. Чаще всего авторы изначально налегают на убойное приветствие, ибо «как начнешь, так и пойдет». Так, конечно, бывает, но, увы, не всегда. Далее они (авторы) начинают "сбивать" домашку и музыкалку, или наоборот - это уже не так важно. Ну, и на закуску, по принципу «все равно что-нибудь придумаем» откладывают, как правило, разминку и капитанский. Вот тут и зарыта собака по кличке "Ошибка"! Приоритеты в подготовке к игре должны быть расставлены с точностью «до наоборот». Почему? А вот почему. КВН, конечно, дело творческое, но все же прибегнем к старушке-математике. Как правило, приветствие включает в себя 15-20 реприз. Наивно, хотя и нелишне, полагать, что все 15-20 реприз произведут эффект непрерывной зрительской истерики в хорошем смысле этого слова. Дай бог, чтобы это случилось раза три и чуть более, при том, что в остальных 12-18 и менее случаях народ будет просто смеяться, или, хотя бы, громко улыбаться. Это вовсе не редакторский пессимизм по отношению к вашему, друзья, творчеству, это - жизнь. Дело в том, что момент драматургии, хоть и примитивный, в приветствии присутствует обязательно, поэтому какое-то время конкурса, пусть и минимальное, отводится на нейтральные связки и прочие «объяснялки», которые уж точно проходят на публику чаще всего в «режиме простого внимания» и не более того.  Максимальная оценка за приветствие, проверенная годами, 5 баллов. При разных уровнях играющих команд разрыв в оценках за этот конкурс, как правило, колеблется вокруг 1 балла. Подчеркиваем: как правило! Исключения, конечно, есть, но они как раз и подтверждают это «как правило». А теперь отобразим ситуацию на разминку. Количественный репризный состав этого конкурса - от 3-х до 5-ти. И эти «3-5» должны РАБОТАТЬ на смех, а не просто занимать время, утешая команду, что, дескать, дальше наверстаем. А если на вопросы соперника вы ответите еще хуже, чем на свои? А если поражение в разминке собьет вам настроение? Или даст такой разрыв, который даже при отличной подготовке остальных конкурсов никак не сократить? Ведь 6-балльный разминочный «максимум» предполагает больший разрыв между командами, чем в большинстве других конкурсов. Тут уже речь идет о цифре «2» и всем, что находится вокруг нее, причем, как в меньшую, так и в большую стороны. А вдруг разминку будет судить Юлий Соломонович Гусман? Слыхали про такого? Тут за менее чем 2-балльный разрыв можно только молиться, или надеяться, что вашему сопернику, как и вам, тоже вкатят «единицу». В этом конкурсе изначально нет места никаким связкам и «объяснялкам», только «чистая реприза»! А она, чистая, уже находится в вашем гениальном архиве, а вовсе не ждет, чтобы вы ее вымучили в ночь перед игрой, заведомо повесив на нее бирку «авось».
      Если все эти рассуждения вас убедили, постарайтесь с самого начала приучить себя к бесспорному приоритету разминки перед всеми остальными конкурсами. Уважаемые авторы, с самого начала прописывания домашних конкурсов спрячьте и никому не показывайте хотя бы пару-тройку достойных реприз в разминку и она вам этого никогда не забудет. Не "сливайте" весь смешной материал в приветствие и домашку. Уж это вы всегда успеете сделать. А вот с разминкой можно и опоздать.  
      Возможно в меньшей (но не намного) степени все вышесказанное касается и конкурса капитанов. Хотя понятие «в меньшей степени» носит достаточно условный характер. Немаловажную роль в этом конкурсе, помимо сильного текста, играет актерское мастерство капитана, его личное человеческое обаяние.
      Что ж, будем считать, что с приоритетами мы разобрались, и лучшие шутки из ваших толстых архивов перекочевали в разминку и окончательно успокоили начинающего нервничать капитана. Работаем дальше!
      А дальше вы занимаетесь распределением реприз по оставшимся конкурсам. Как раз здесь начинается предпоследний виток саморедактуры, предпоследний «фильтр», который должен более-менее равномерно обеспечить текстовую основу и состоятельность каждого конкурса. Как только это произошло можно переходить к следующему авторскому этапу, который предполагает прописывание каждого конкурса, то есть упаковку выбранных реприз в избранную канву (идею, ход) конкурса. На этом этапе какое-то количество материала начнет что называется «выпадать из канвы». Не пугайтесь - это нормальный процесс и, тем более, он является далеко не последним моментом прощания с любимыми шутками.
     При всей важности этого этапа подготовки к игре, основан он все же на мелочах. Тех самых изысканных мелочах, «мулечках» и прочих «шняг», благодаря которым в результате может получиться неплохой КВНовский конкурс. Правда, мелочей этих настолько много, что их поиск составляет довольно объемный процесс, в ходе которого происходит следующее.
     Говорят, что словом можно убить. В КВНе бывает по-другому: можно "убить" само слово, предложение и, увы, целую репризу. Убить, иногда даже, не по своей вине. Что поделаешь - бывают все-таки шутки, которые успешно «живут» в чтении и внезапно «умирают» в актерском исполнении. Вот вам еще один момент прощания с любимыми шутками. И чтобы этот момент наступил как можно раньше, надо как можно раньше начинать сценические репетиции. Логика проста: чем раньше узнаешь об очередных репризных потерях, тем раньше авторы начнут латать новые «сценарные дырки».
     К счастью, у этой репетиционной «монеты» есть и обратная сторона, куда более оптимистичная. Заключается она в том, что в относительно «мертвую шутку» можно вдохнуть жизнь и сделать из нее настоящий «болт». А произойти это может только на репетициях, во время которых каждый актер должен поймать «ту самую» интонацию, «ту самую» подачу, «те самые» жесты и отыгрыши на каждую репризу, чтобы окончательно подтвердить ее однозначность и поднять общий уровень всего конкурса, как для себя внутренне, так и для команды внешне
Чтобы вы не ломали себе мозги над заумностью сказанного, поясним на примерах. Ни для кого не секрет, что в Высшей Лиге КВН, а также в большинстве региональных лиг, накануне игры команды имеют возможность видеть во время общих репетиций домашние конкурсы своих соперников. Этот факт часто стимулирует команды на дописывание конкурсов, их частичное, а иногда даже и полное, изменение с целью поднятия конкурентоспособности конкурса в предстоящей игре. Особенно часто это происходит, когда команда понимает, что какой-либо конкурс она уже «сливает» сопернику. Конечно, существует вариант «смириться и положиться на подругу-удачу». Но при этом жив еще вариант радикального изменения конкурса.  Здесь уж как повезет: «или пан, или пропан: или ацетилен:».      Так что дерзайте, друзья! Не бойтесь вносить изменения в сценарий перед самым выходом на сцену. Риск - благородное дело! Помните: готовиться к игре надо до последней минуты!  Но и не забывайте, что "перед смертью не надышишься!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий