суббота, 11 апреля 2020 г.

13. 04. 20г. Литературное чтение


Тема:  Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

Ребята, прочитайте об авторе стихотворения «Лошади в океане».
  
 Борис Абрамович Слуцкий. 
Детство и отрочество поэта прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.
Был тяжело ранен и контужен.
После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого  гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти  каждый месяц в течение девяти лет.
    Прочитайте рассказ об истории создания стихотворения.
    Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике».
Когда люди читают  стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», нет     одного равнодушного читателя.
 Произведение «Лошади в океане» — одна из визитных карточек замечательного поэта середины XX века Б. Слуцкого.
Выразительно прочитайте  стихотворение  Б.А. Слуцкого « Лошади в океане»
Лошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.
«Глория» — по-русски — значит «Слава»,-
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось — плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их —
Рыжих, не увидевших земли.

Давайте выясним смысл незнакомых для вас слов:
Превозмочь – пересилить,  побороть,  одолеть
Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов
Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка
Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой.

Устно ответь на вопросы:
Ответьте  на вопросы, подтверждая словами из текста
- Как назывался корабль?
- Какой груз был в трюме?
- Что произошло с кораблём?
- Как получилось, что лошади оказались в открытом океане? 
- Как описывает поэт лошадей, плывущих в море?
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?  
      Автор хотел подчеркнуть боль и страдание. Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали», - подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль.
- Найдите строчки,  которые указывают на отношение автора к лошадям?
Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворение  Б.А. Слуцкого « Лошади в океане»


Комментариев нет:

Отправить комментарий